Конечно, это очень удобно: папа отдыхает на диване, мама спокойно возится себе на кухне, в доме тишина и благодать. А все потому, что пятилетний сын буквально прилип к телевизору, где вот уже третий час идут его любимые мультики. Телевизор – спасение для уставших родителей, телевизор – современная нянька. Вот только чему эта нянька научит?
Только представьте себе – вашего ребенка, вашу кровиночку воспитывает кто-то другой, причем, вы с радостью это допускаете. Кто-то влияет на него ежедневно, формирует его мировоззрение. И этот «кто-то другой» – черный ящик с множеством программ, это даже не человек. Поневоле задумаешься – может, ограничить уже это влияние?
Конечно, безусловно, непременно. В самом телевизоре, как таковом, нет ничего плохого: он может показать вашему ребенку, кто такие носороги и бегемоты, как живут дельфины в огромном синем океане, как устроена вселенная, как извергаются вулканы, как в далеких странах садят рис и поют веселые песни на незнакомом языке… Собственно, все дело только в нас – в том, насколько внимательны мы к своему малышу. Итак, нас больше не устраивает удобное «воспитание телевизором», мы больше не пустим это дело на самотек, мы выясним все в этом чрезвычайно актуальном вопросе – «дети и телевизор». Есть нормы, есть мнения и рекомендации специалистов – выслушаем и сделаем выводы.
Почему ребенок включает телевизор?
- Он копирует нас – мы приходим с работы и сразу же включаем телевизор. Он тоже желает отдохнуть и отвлечься от детсадовских и школьных дел таким же образом.
- Телевизионный мир намного ярче, интереснее и разнообразнее реальной жизни, в которой столько неприятностей – рано утром вставать, чистить зубы, всегда вовремя заправлять кровать и убирать игрушки… Куда приятнее мультики смотреть!
- У него тоже есть любимые программы и сериалы, которые они постоянно обсуждают в своей компании. Ребенку нужно быть в курсе, чтобы поддерживать беседу.
- Если ребенок еще мал, его просто завораживает яркость и красота картинки, мелькание кадров – как калейдоскоп.
- Ему не так одиноко, если мама пока еще не пришла с работы.
Как правильно смотреть телевизор?
Все прекрасно знают, что от телевизора портится зрение, и вообще он вреден в больших количествах. Но почему? Дело в том, что глаза нужно постоянно тренировать, они должны находиться в движении. Но когда мы сидим в кресле, уставившись в телевизор, глазная мускулатура бездействует. При этом мозг работает на полную катушку, силясь переварить огромное количество информации, поступающей с телеэкрана. А сидеть перед «ящиком» (или перед панелью), как вы понимаете, можно часами – с тупым остекленевшим взором. В нашей естественной жизни нет больше таких ситуаций, когда «глаза в одну точку», а мозг «на грани взрыва». Разве что чтение книг, но здесь, все-таки, нет такого напряжения.
Поэтому и существуют нормы просмотра телепередач или видео, которые особенно актуальны для ребенка. В полтора-два года ребенку достаточно посмотреть телевизор 15-20 минут в день, а вы в это время можете быстренько провернуть какое-нибудь неприятное для малыша дело – постричь ноготки, к примеру.
После трех лет норма просмотра может быть увеличена до 30-45 минут в день. Школьнику уже можно смотреть телевизор 1-1,5 часа. Главное - делать перерывы, и тогда вреда не будет, одна лишь польза от полученной информации. Телевизор должен находиться на расстоянии 2 метра, не меньше, экран на уровне глаз – это чтобы мышцы шеи и спины не уставали. Желательно включить в комнате какое-либо дополнительное освещение.
Если постоянно пренебрегать нормами просмотра передач, у ребенка могут появиться следующие проблемы:
- Зависимость от телевизора
- Повышенная возбудимость (пусть это даже будут и положительные эмоции), невозможность успокоиться
- Раздражительность, стресс в те моменты, когда ему запрещают продолжать просмотр
- Неспособность быстро переключаться на реальные дела, заторможенность
- Уменьшение интереса к другим формам досуга, к контактам со сверстниками
- Отсутствие собственного воображения из-за того, что он постоянно пассивно получает информацию
- Отсутствие взаимопонимания с родителями, снижение их авторитета
Двенадцать советов родителям
1. Если вы считаете, что до 2 лет ребенку вообще не стоит смотреть телевизор, что ж, это вполне нормально. В воспитании детей в раннем возрасте основная задача такова: познакомить малыша с окружающей средой, адаптировать, пробудить интерес к реальной жизни. Пока ему хватит впечатлений и без телевизора. Представления о жизни намного лучше получать из самой жизни – например, показать малышу живую белочку в Университетской роще, а не на экране телевизора. Здесь же и птичек покормите.
2. Если вы хотите показать ребенку то, чего не увидишь в реальной жизни, лучше откройте детскую энциклопедию, внимательно рассмотрите картинки и подробно обсудите увиденное.
3. Внимательно просмотрите хотя бы одну передачу из той серии, которую вы хотите затем показать малышу. Вы должны быть уверены, что она полезна, и что нет там никаких сюрпризов.
4. По возможности смотрите передачи вместе с малышом, вместе все обсуждайте. Называйте животных, рассказывайте об их повадках. Объясняйте суть мультфильмов. Если вдруг отлучились, дайте малышу задание внимательно просмотреть и потом все рассказать вам. Это уже будет не пассивный, а вдумчивый и полезный просмотр. Кроме того, если ребенок смотрит телевизор в одиночку, его может что-то напугать в незнакомой передаче. А вы потом будете гадать, почему он теперь боится оставаться один.
5. Показывайте детям старые добрые советские мультики. Во-первых, там четко и грамотно проработаны понятия «плохой», «хороший», «добро», «зло», «помогать друзьям», «не обижать слабых» и так далее. Во-вторых, это всегда короткие серии, они идут не более 10-15 минут, а больше ребенок и не может воспринять. Через полчаса он уже сильно устает и перестает понимать, что происходит на экране, - просто бездумно следит за мельканием кадров или же слишком напрягает мозг.
6. Малыш воспринимает все, происходящее в мультике, как реальность и ничуть в этом не сомневается. Дело в том, что маленькие дети одинаково воспринимают живое и нарисованное, если это нарисованное ведет себя, как живое – то есть, бегает-прыгает, разговаривает, смеется и поет песенки. Для ребенка Чебурашка и соседка тетя Маша, крокодил Гена и сантехник Филипп Иваныч – абсолютно равнозначные персонажи.
7. Просмотр телепередач помогает малышу пополнить свой словарный запас. Обсуждайте все незнакомые слова и понятия, тогда мультик станет развивающим. Если же вы сознательно отказываетесь от просмотра телевизора, тогда вам нужно дополнительно заниматься с малышом. По статистике, у детей, которые вообще не смотрят телевизор, запас слов и понятий меньше. И еще одно замечание – в просмотре не стоит ограничиваться только лишь мультфильмами. По мнению логопедов, это может приучить ребенка к неправильным интонациям – сюсюканию, картавости, писклявости, ведь именно так часто говорят мультяшки. Ребенок должен слышать с экрана телевизора и правильную речь.
8. Считается, что ребенок не должен смотреть телевизор перед сном – а то не заснет. Но если у вас спокойный малыш, для которого не свойственна повышенная возбудимость, и если у вас сложился такой ритуал – не нарушайте его. Просто выбирайте добрый мультик с «успокоительным эффектом». Для детей очень важны ритуалы и стабильность.
9. Если у вас очень живой, подвижный малыш – «не ребенок, а юла» - телевизор может помочь ему в развитии усидчивости и концентрации внимания
10. Многие родители нашли такое решение: заменить телепередачи на DVD с программами о животных и с хорошими мультиками. Ведь телевещание постоянно прерывается рекламой, а на нее малыши особенно падки, у них порой развивается настоящая зависимость от рекламных роликов. Еще один вариант, который предлагают продвинутые родители, - все полезные и интересные передачи смотреть на компьютере в удобное время, а телевизор вообще в доме не держать. В любом случае, просмотр не займет больше 2 часов в день (для детей постарше), и не будет надоедливого фонового бормотания телевизора в течение дня.
11. Когда ребенок подрастет, расскажите ему все о вредном воздействии телевизора на зрение. Это повысит его самоконтроль и облегчит вашу задачу по телеограничению.
12. Не ставьте телевизор в детской, как бы ребенок ни просил об этом, не искушайте свое чадо. Вообще, лучшее средство по ограничению просмотра телевизора – ваше общение с ребенком. Совместные игры, прогулки, чтение книг, рисование для него намного интереснее любых передач. Вот еще подсказка – купите ему щенка. И это живое постоянное общение также отвлечет его от «вредоносного» телевизора.
Алла Ивонина