«...Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели...»
(Н. Гоголь, «Шинель»)
В наши дни деньги на шитье одежды не тратят (за исключением ритуальных событий), оставляя их в соответствующих местах продажи готовой продукции. Планомерное развитие цивилизации привело вначале к промышленному перевороту, далее к появлению текстильных заводов, позже - к работам от кутюр и китайскому делопроизводству. Последнее новшество в сфере носильных вещей - европейская система уменьшения платы налогов путем передачи старой одежды в комиссионные отделы second hand. Теперь у современного человека три выбора что и где надеть: старое (из «сэконда»), новое (из магазина или бутика) или смоделированное им самим (в ателье).
Несчастный Акакий Акакиевич месяцами голодал в целях сбережения средств на шитье шинели - столь нужного предмета верхней одежды. В русской классике часто упоминаются встречи главных героев с модистками, описываются сцены примерки бальных или повседневных платьев, сюртуков... Процесс не просто повседневного быта, а культуры целой эпохи. Зарубежная аналогия нашей «Шинели» - новелла «Пурпурное платье» О. Генри. Не столь трагическое произведение (даже с хэппи-эндом), однако драматизм откладывания денег на работу швейных дел мастера практически гоголевский.
В России до и после перестройки повседневную одежду сами шили в двух случаях: или семья была с небольшим доходом (к/ф «Однажды двадцать лет спустя»), или индивид с глубоким чувством собственного стиля выражал таким образом свою уникальность. Во всем мире иметь среди вещей от кутюр пару-тройку предметов гардероба, сшитых на заказ (при условии, что все удачно, стильно, по фигуре), до сих пор считается ого-го-го как круто.
Зачем надо?
Стандартной фигурой обладает не каждый. Начать хотя бы с традиционных проблем у женщин физиологического типа «груша» и «лампочка». Платье, пальто (что-то соединяющее верх и низ) подобрать в обычных магазинах практически невозможно. В таких случаях «груши»/«лампочки» обращаются к услугам городских ателье или к хорошим швеям на дому (по знакомству).
Еще один случай обращения к специалистам (более глобальный, чем подрезать или надшить) - воссоздать швейный образ из какого-либо журнала. В Томске есть места, где продается качественная стильная одежда из Европы известных марок. Однако вся она выкладывается на витрины с приличным опозданием от столичных городов. Тем более далеко не у всех найдутся деньги одеваться там постоянно. Ждать распродажи - актуальность приобретения пропадет. Купить одну классную вещицу за 20 тысяч, потратив все планированные деньги на создание нового, например, осеннего образа - а как же обувь, сумка и прочие аксессуары? К тому же известны рекомендации: обуви на один сезон должно быть минимум две пары (для меньшего износу и разнообразия). Как же сэкономить?
Можно научиться шить самой. Коробочки с нитками, пачка выкроек, обмылки (удобно наносить границы обрезания ткани при крое), галантерея (бисер, стеклярус, ленты!), а главное - желания и идеи, которые хочется поскорее воплотить в жизнь... Если у вас есть на это время, все просто прекрасно и достойно белой зависти. Себестоимость самошитых изделий опустится до платы за ткань и фурнитуру.
Другой случай: работа, дом, семья. Еще вариант: «дорогой», салоны красоты, спортивные клубы, подружки, городские кофейни. В общем, времени нет! Тогда придется платить деньги за работу третьего лица. Где это лицо - постоянно работающее с вами - вы найдете (в ателье или по знакомству), будет зависеть от личных ощущений при работе с тем или иным мастером. Уж там - как с врачом. Надо доверять (он будет снимать с вас мерки, прикасаясь к телу), уважать (хороший мастер плохого не посоветует), беречь (один раз нагрубите, больше с вами работать не будут). Главное, чтобы швея (или команда швей) обладала чувством стиля, не была равнодушной к процессу. Иначе вам вряд ли понравится конечный результат.
К сожалению, у индивидуальных предпринимательниц на дому, слава о мастерстве которых передается из уст в уста, заказов всегда хватает. И к ним просто так не пробиться...
Что говорят в ателье?
Ольга ПАНОВА, и. о. директора ателье «Авторский салон», считает, что в наши дни одежду на заказ шьют люди и с небольшим доходом, и с высоким:
- Если нужна качественная одежда, могут прийти и с малым достатком, и со средним. Носят потом готовую вещь очень долго. Цены доступные, не заоблачные. Постоянные клиенты работают и в банках, и в школах, есть даже студенты. У нас удобная система оплаты: за три раза можно выплатить всю сумму, по мере изготовления вещи.
- В какое время года обычно больше всего заказов? Чего больше - ремонта или пошива?
- Есть постоянные заказчики, работа каждый месяц в наличии. Очень много не бывает. Мы не шьем потоком, делаем все достаточно медленно. В общей сложности назначаем одному заказчику три примерки. Был бы поток - сидели бы тут бригады. А у нас маленькое ателье. Человек закажет в мае и может ждать до сих пор. Работа творческая! И у нас в основном пошив. Ремонт очень редко берем.
- Опишите ваш рабочий коллектив.
- Женский, сто процентов. Работают технологи и с высшим образованием, и с техническим, выпускники тогдашнего швейного училища № 13, закройщики. Конструкторов и художников сейчас нет. Их функции выполняют закройщики. Молодежь в эти профессии приходит. Училища оканчивают и идут в основном на ремонт одежды. Образование в этой области обязательно! Чтобы сшить вещь, нужно быть конструктором, технологом, художником и обладателем адского терпения. Вот тогда будет хорошая вещь! Конструктор - тот, кто кроит на ткани. Грубо говоря, закройщик. Только конструктор может смоделировать. Технолог разрабатывает все узлы по пошиву изделия. Чтобы обработать манжет - один узел, воротник - другой узел. Мы же не массовка. У нас идет каждая модель со своими нюансами, отклонениями от нормы, индивидуально. Без специальных знаний качественно сделать не получится.
- Как проходит процесс работы с заказчиками?
- Обычно нам сразу говорят, чего желают. Например: «Я хочу пиджак. Давайте придумаем, какой будет крой, воротник и карманы...» Можно посмотреть журналы, каталоги. Оттуда мы предлагаем какие-то узлы: воротничок новый, например. Или наглядное изменение длины показываем в журнале. Работаем в основном с журналами «Бурда», снимаем лекало и прорабатываем все по индивидуальным меркам. Начинает работать закройщик. Он рисует модель, снимает мерки, назначает дату первой примерки.
- Какие самые распространенные ошибки в поведении желающих что-либо сшить?
- Приходит незнакомый человек и говорит: «Вы тут хорошо шьете? Покажите что-нибудь, что вы сшили!» Или: «Сшейте мне юбочку, ну что там сложного, два шва, прямая юбочка!» - как будто это так просто. Вот такого нельзя говорить. Надо прежде всего уважать закройщика и мастера. Мы ведь заказчиков уважаем. Еще не нравится, когда начинается «а можете ли вы?», «а у вас получится?»... Если б не получалось, не работало бы наше ателье 15 лет.
- Вы лично и работники «Авторского салона» покупаете себе одежду или шьете?
- И шьем, и покупаем. Такого не бывает, что весь гардероб сшит в ателье. Так и у заказчиков. Могут купить себе дорогой костюм, а вот майку под него придут заказывать у нас. Согласитесь, три примерки выдержать сложно! В общей сложности надо четыре раза прийти в ателье. Закройщик может мерить 30-40 минут. Заказ в ателье стоит столько же, как если приобрести данную вещь в магазине. Просто люди хотят что-то свое внести в модель, выбрать определенные цвет, ткань. В общем, выглядеть не как все. Некоторые любят чуть-чуть вышивки или отделки, пуговицы какие-нибудь оригинальные. Вот и приходят со своими идеями к нам.
Средние расценки (в рублях) на пошив в городе Томске самых распространенных моделей женского гардероба
Жакет на подкладе - от 2600 р.
Жакет без подклада - от 2000 р.
Платье, сарафан - от 2000 р.
Платье вечернее - от 2700 р.
Блуза - от 1800 р.
Юбка с подкладом - от 800 р.
Юбка без подклада - от 700 р.
Брюки - от 1000 р.
Топ - от 800 р.
Это не окончательная цена, так как за усложняющие элементы (карман, например), берется дополнительная оплата около ста-двухсот рублей. Ко всему добавьте стоимость ткани, пуговиц, замков, разного рода отделки. Сколько и что вам надо приобрести, скажет закройщик после детального обсуждения выбранной модели.
Адреса томских ателье и швейных салонов
Дефиле, 53-45-49
Ленина, 55, 4 этаж
Любавушка, 65-61-18
Вокзальная, 27
Мечта, 43-23-25
Карташова, 40а
Авторский салон, 51-30-74
Плеханова, 10
Пушок, 21-96-30
Фрунзе, 109-202
Спрут, 65-42-87
Пушкина, 22
Фэнтези, 51-05-66
Карла Маркса, 48
Черное и белое, 21-91-00
Набережная реки Ушайки, 18в-106
Элита-style, 67-86-79
Сергея Лазо, 4/2
Bulca, 50-20-18, 41-22-86
Лыткина, 3/1 / Лыткина, 3б-232
DEKOS
Дербышевского, 26а 78-33-00
Говорова, 46 72-75-27
Анна ЛЯН