Развлечения домашние
- аудиокниги
- поделки
- развивающие игры
- спектакли
- эксперименты
Прослушивание аудиокниг с точки зрения педагогики хуже, чем обычное чтение. Конечно, благодаря образному мышлению лучше воспринимается услышанное, чем прочитанное. Однако традиционные посиделки с книгой в руках развивают быстроту чтения, скорость восприятия информации. Аудиокниги надо дозировать. Можно оставить отпрыска слушать их одного. Обязательным пунктом должен стать его рассказ о своих впечатлениях. Плюс элементы критики: правильно ли поступил тот или иной герой? Но не как попало «он пришел, она сказала, они поехали». Умение излагать события доходчиво и ясно придет не сразу, зато станет замечательной чертой, нужной в учебе и общении.
Фонотеку можно собрать двумя способами: приобрести в магазине или скачать в Интернете. Для детей младшего возраста хорошая база на http://audio.arjlover.net/audio/. Подросткам очень понравится радиоспектакль «Стеклодув» повести Алексея Биргера http://freebooks.net.ua/1370-aleksejj-birger-stekloduv.html.
Изготовление поделок - самое увлекательное для всех детей занятие. Малыши часто сами себе на уме что-то мастерят. Представьте их восторг, если вы возьмете их творческие порывы под свое руководство, и странные, похожие на инопланетян предметы детского ремесла превратятся в игрушки «как настоящие» и сувениры «лучше, чем в магазине». Если у вас не хватает фантазии самому, приобретите пособие, где даны ценные указания с методикой и иллюстрациями. Электронная база http://allday.ru/handmade, http://igrushka.kz/.
Игры развивающие: монополия, шашки, шахматы. Пусть вас не удивляет последнее: в детском возрасте лучше воспринимаются правила и стратегическое мышление. Автора статьи в свое время в шахматы научил играть дедушка. Шли годы. Автор должен признать, что в детстве играл в эту сложную игру гораздо лучше, нежели сейчас.
Домашний спектакль может в себя включать прослушивание аудиокниг (выбор темы для постановки), изготовление декораций, костюмов и кукол, административную деятельность. Занятие на все каникулы!
Примерная схема действий:
- Узнать, что хочет воплотить «на сцене» дитя.
- Помочь ему распределить роли среди друзей или своих любимых игрушек (по желанию).
- ...делать декорации и костюмы.
- ...выучить текст.
- ...нарисовать билеты на представление.
- Научить вежливо пригласить на постановку родственников, соседей.
- ...после премьеры угостить всех чаем с пирогом.
Эксперименты вместе с детьми больше любят проводить папы. Это своеобразный первый опыт знакомства с химией и физикой. Без специальных знаний не обойтись.
Эксперимент первый попроще
Понадобятся: прозрачная оранжевая папка-уголок, лист бумаги, желтый карандаш.
Действия: пусть дитя нарисует на бумаге солнце или утенка желтым карандашом и положит его в папку.
Чему удивиться: рисунок пропал!
Сделать вывод: природа оранжевого цвета включает в себя наличие желтого, поэтому желтый утенок «растворился»
Эксперимент второй посложнее
Понадобятся: две маленькие прозрачные бутылочки с крышками.
Действия: налить в каждую воды на половину. Выйти на улицу. Бутылочку №1 закопать в снег, другую поставить в надежном месте на поверхности. Немного прогуляться.
Чему удивиться: вода №1 не замерзнет полностью. Вода №2 превратится в лед.
Сделать вывод: на самом деле снег дольше держит тепло.
Кому-то все это может показаться скучным, у других уже вошло в добрую традицию заниматься ребенком дома самому, не полагаясь на бабушек-дедушек и преподавателей дополнительного образования. Если личного опыта не было или маловато, попробовать стоит. Помимо элементарной занятости маленького человека, имеются дополнительно и несомненные плюсы. Совместное дело сблизит вас с ребенком. Вы узнаете его с другой стороны, поймете к чему у него больше склонности: организаторским моментам или творческому процессу?
Анна ЛЯН