«Ее осанка выдавала в ней балерину...» - писал в одном из своих произведений Эрнест Хемингуэй. Изредка в будничной суете мы замечаем мужчин или женщин, которые одной только манерой правильно держаться создают о себе безоговорочное положительное впечатление. Не успев заговорить, будучи еще совершенно неизвестными персонами в обществе, с легкой и грациозной походкой, выделяющейся из толпы, плывут они среди нас, вызывая восхищенные возгласы или завистливое молчание.
Если красивая осанка сочетается с пропорциональной фигурой, одеждой, макияжем, улыбкой на лице - душа радуется созерцать подобное чудо современной цивилизации. По улицам то здесь, то там бродят непонятно-кто-девочки-или-мальчики-эмо, мрачные личности с выбеленными лицами и черными губами... О старшем поколении томичей вполне допустима не теряющая своей актуальности цитата из кинофильма «Служебный роман»: «...вся скукожилась... и пошла себе на работу»!
Не всем известно, что та самая околдовывающая безупречная осанка и походка балерины достигаются в течение года с помощью регулярных полноценных занятий. И если постоянно закреплять - никуда не денется в любом возрасте. Об этом нам рассказала Ольга Львовна ЮРЬЕВА - опытный хореограф-педагог, балетмейстер, репетитор и режиссер массовых мероприятий, руководитель школы «Танцовщица».
- Известно, что классическая балетная база - очень тяжелое занятие по сравнению, скажем, с бальными танцами. Можно ли заниматься профессионально (а мы можем наблюдать многочисленные «танцы со звездами»), не имея классической подготовки?
- Только классическая подготовка дает красоту и здоровье, является основополагающей для всех остальных жанров танца. Бальная хореография, не имеющая базы классической, остается на уровне самодеятельности. Имея классику, можно овладеть любым видом хореографии. Владея только бальным танцем или народным, другие жанры грамотно танцевать уже не получится. Останется манера изученного. Возьмем тех же бальников без классической базы. Они шлифуют свои стандарты часами, месяцами, годами. Поэтому их движения во время выступлений создают ощущения «высеченности». Но как только им скажешь сделать шаг в другую сторону - истерика. Потому что им надо это все осваивать с начала.
Классическая хореография - единственный жанр физкультурного движения, который окультуривает все мышцы тела. Облагораживает его от макушки до кончиков пальцев ног. Достигаются полная гармония физики и психики, оздоровительный эффект организма, улучшаются выносливость, координация. Конечно, если все грамотно преподается.
- Начать заниматься хореографией никогда не поздно? Во сколько лет следует начинать обучение?
- Смотря какие цели вы преследуете. Если заниматься профессионально, то (при наличии данных) - с восьми-девяти лет. К этому времени костная и мышечная система уже сформировываются, и ту нагрузку, которая положена в классической хореографии, кости и мышцы выдерживают без деформации. Это обязательно надо знать всем родителям и будущих танцоров, и спортсменов! Сейчас нарастает тенденция отдавать ребенка на занятия и с трех-пяти лет. Да, можно и нужно приобщать к искусству танца. Но! Ни в коем случае не к профессиональному балету. Эта подготовка должна идти очень аккуратно с учетом возраста на уровне музыкального, ритмического развития, способности общаться в коллективе. Многие хореографы из-за амбиций начинают тренировать малышей, например заставляют тянуть носочки. Но у деток в три-пять лет вся мотивация игровая. И заставить его специально вытянуть носочек грамотно, выворотно в нужной позиции - значит отбить у ребенка всю охоту к танцам. Даже (казалось бы, всего лишь!) грамотно тянуть носок - нелегко.
На Западе много школ, которые предлагают классический тренаж без ограничения в возрасте, даже инвалидам. Ведь это универсальная система оздоровления, самая щадящая, не вредящая здоровью. Большинство людей думают: «То, что нам было доступно в молодости, в другом возрасте совсем далеко и уже не для нас. Семья, муж, родители, заботы... Какие тут еще занятия танцами?» Ничего подобного! Жизнь в любом возрасте должна быть качественной.
- Что самое трудно в преподавании хореографии?
- Тяжело добиться результата. Он зависит от профессионализма педагога и способностей ребенка. Многие родители понимают значение хореографии, стараются дать своему чаду балетное образование. Но надо понимать уровень возможностей ребенка. И грамотный педагог никогда не будет тянуть воспитанника выше его планки. Это насилие над психикой, можно физически изуродовать. Я наблюдала во многих коллективах детей (и ко мне заниматься приходили) с физическими недостатками, приобретенными при занятии хореографией. Нонсенс! Родители плакали: почему педагог не увидел этого вовремя?
Двухсотлетняя методика хореографии идет вразрез с естественным положением человека. Но тем не менее добиться красоты танца можно именно в неестественных положениях ног, корпуса. Что очень трудно при определенных заболеваниях организма. Если педагог или неграмотный, или не любящий детей, или недобросовестный, он на эти важные вещи внимания обращать не будет, и тогда впереди ожидают плачевные последствия.
- О повальном увлечении восточными танцами. Лично мне кажется не совсем эстетичным, когда девушки славянской внешности, обвязавшись бренчащими платками, не совсем владея этим видом танца, показывают свои «умения» в барах, на дискотеках и корпоративных вечеринках, а что думаете Вы?
- Увлечение любым танцем хорошо само по себе. Как бы девушки ими не занимались (профессионально или нет, выступают они в самодеятельности или дома перед зеркалом), в любом случае оздоравливающий эффект они получают. Движения тазом, нагрузка на позвоночник, шейный отдел - торможение, возможно даже какое-то излечение остеохондроза. Если рукам в восточных танцах правильную нагрузку давать - то и профилактика остеопороза, артроза и артрита.
Будем смотреть с точки зрения здоровья. Я за то, чтобы наши девушки занимались «востоком» в любом количестве и качестве. Эстетика танца есть в любом возрасте и при любой внешности. На международном конкурсе восточного танца я увидела красивых женщин практически всех возрастов и комплекций. Их танцы не вызывали тошноту и кривые улыбки. Наоборот - восторг! Люди любят себя такими, какие они есть. Не комплексуют, не замыкаются в себе. И, я уверена, при продолжительных занятиях они смогут и свою фигуру значительно улучшить. На этом концерте танцевала женщина, которой врачи вообще запрещали двигаться. В прошлом году она выходила с минимальным набором движений, в этом - расширила выступление. Представляете, как зал ее встречал? Танец - еще и социальная адаптация человека, общение, победа над собой.
- Что делать, если хочется красиво танцевать и «восток», и «R&B»?..
- Вы занимаетесь только бальным танцем, или восточным, или испанским, цыганским, стилем диско, или брейк-дансом, еще каким-то стилем - будете владеть только одним этим жанром. Но если вы имеете хотя бы три класса классической хореографии, то сможете танцевать и восток, и фламенко, и все вышеперечисленное... Естественно, что надо будет обучиться манере исполнения, которая и окрашивает движения в конкретный стиль. В испанском танце поворот кисти и угол локтя, поднятый корпус и опущенная голова выдает «Испанию». И это видно по одной только позе, еще без движения! В классике болеро очень мягкое, в народном - резкие смены движений. Конечно, влияет и опыт педагога: насколько он владеет этими нюансами.
- Есть ли какие-то особенности в вашей методике преподавания?
- Концепция моей школы - научить индивидуума (и взрослого, и маленького, и мужчину, и женщину, и семейную пару) уметь красиво, грамотно двигаться под разное музыкальное сопровождение. Думаю, в будущем будут популярны коллективы, которые имеют в своем составе исполнителей-импровизаторов. Притягательность такого подхода в том, что здесь выплескивается личность человека, его статус, содержание. К сожалению, в данный момент все ансамбли нивелируются под личность руководителя. Я лично стараюсь меньше показывать на занятиях, больше поправляю и даю возможность человеку самому себя осознать и расширить лексику своих движений.
Поднять себя, вытащить из квартиры, по дороге с работы завернуть в какое-то заведение типа школы танцев или спортивный зал - большое дело! Я восхищаюсь дамами, которые вообще имеют желание чем-то заниматься помимо воспитания детей, карьеры, дома. Женщина прежде всего должна любить себя и рассматривать все свои действия с этой первоначальной точки зрения. Не надо позволять домашним, сослуживцам, соседям садиться на себя. Все психологи говорят, что любить надо себя такими, какие мы есть. Но! Чтобы сделать жизнь интереснее, надо не успокаиваться на том, что есть, а совершенствоваться.
- Ольга Львовна, как определить для себя нагрузку занятий?
- Если вы ощущаете дискомфорт в какой-то области своей жизни и хотите от этого избавиться, посетив любое занятие танцев, вы на время избавитесь от этого гнетущего состояния. Вы получите заряд энергии, здоровья и положительного эмоционального фона. При занятиях более регулярных, целенаправленных, вы усовершенствуете внешний вид и оздоровите организм. Занимаясь классическим танцем, вы однозначно получаете хорошую фигуру, настроение и здоровье, гармоничное развитие не только своего тела, но и души, стрессоустойчивость, другую самооценку. И как следствие - новый уровень качества жизни.
Анна ЛЯН